Миронова Анастасия Геннадьевна, учитель начальных классов МОУ Межозерной СОШ 

 

 

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо

( далее РКМЧЧиП)

На своих уроках я использую технологию развития критического мышления через чтение и письмо, которая  представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Эта технология тесно связана с понятием личностно ориентированного обучения. Критическое мышление  помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни. Предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор.

Особенности организации. В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий). Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов

     Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. Я использую следующие приемы:

     Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал. Целесообразно использовать следующие приемы:

  • Прием «Корзина» идей, понятий, имен…-
  • Прием «Составление кластера»
  • Прием «Пометки на полях»
  • Прием составления маркировочной таблицы «ЗУХ»
  • Прием «Лекция со стопами»

       Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний. Мною используются приемы:

  • Прием «Написание синквейна»
  • Прием «Фишбоун»

· Прием «Написание эссе»

На своих уроках я апробировала многие приемы, некоторые из них более интересны детям, некоторые менее, но все они способствуют достижению намеченных целей.

              Заметила, что ребята имеют скудны словарный запас, поэтому веду работу по обогащению словарного запаса школьников. Это не только важнейшее условие совершенствования личных речевых достижений, но и непременное условие эффективного общения, предполагающего адекватное восприятие и понимание устной речи и текстового материала. Использую такую форму работы, как исследование «Энциклопедия  одного слова», которая предполагает наблюдение за словом. Ребята сначала исследуют слово с научной точки зрения (с точки зрения каждого из разделов науки о языке), работают со многими видами словарей, а потом изучают то, как живет слово в сказке, в стихах, в песне, как может ранить или, наоборот, сделать счастливым.

Использование технологии «Обучение в сотрудничестве»

    Сочетаю  технологию критического мышления с технологией «Обучение в сотрудничестве».  Она также позволяет решать подобные задачи: развития критического и творческого мышления, познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве,

        При традиционном обучении каждый учится как бы за себя. Учитель вынужден ориентироваться на некоего "среднего" ученика. При этом ученик считает, что за его учение отвечает учитель, родители, а он лишь пассивный исполнитель их воли. У учителя нет возможности уделить внимание каждому ученику. В результате ученик с низким уровнем обученности  или застенчивый постепенно все больше отстает, поскольку не успевает за темпом обучения, стесняется задавать вопросы. Ученики с высоким  уровнем обученности также не имеют возможности быстро продвигаться вперед. Я заметила, что при основных формах работы по традиционному обучению (фронтальных или индивидуальных) они всегда лидируют, а дети с низким уровнем обученности остаются пассивными наблюдателями. При гуманистическом подходе, когда акцент делается на самостоятельную работу учащихся в малых группах, они могут спросить, посоветоваться с ребятами высокого уровня обученности. В таких группах учатся вместе, а не просто что-то выполняют вместе. Они зависят от единой цели, которую осознают все и достичь могут только совместными усилиями и каждый должен внести посильный вклад в решение общей задачи, а за это получить одинаковую оценку. Я считаю, что поощрение является мощным стимулом для учеников. Для этого использую следующие формы оценивания:

  • балльная оценка (ставится всем одинаковая всем членам группы);
  • похвала учителя;
  • поощрение группы путем:
  • выделения дополнительного времени для выполнения следующего задания;
  • определенной атрибутикой (значок, жетон).

Взаимозависимость предполагает и индивидуальную ответственность за общий результат. Цель, задача, которая ставится перед группой, предполагает владение учебным материалом каждым учеником группы. Использую такие формы контроля:

    • выделяю одного из учеников группы и прошу его рассказать об общем замысле решения задания, плана сочинения и т.д.;
    • выбираю  по одному ученику из каждой группы и предлагаю им небольшую контрольную, тест;
    • допускаю возможность улучшить оценку оценка, которую получает группа, путем добавления к сказанному или сделанному другими членами группы.

Приемы обучения в сотрудничестве

 «Вертушка»

  • «Атака мыслей»
  • «Огонь по стоящим»
  • «Синтез мыслей»

Создание ситуации выбора