Аналитическая справка о результатах проведения ВПР

по русскому языку в 5-х классах в МОУ Межозерной СОШ

В рамках проведения Всероссийских проверочных работ (далее – ВПР) на основании приказа Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.01.2017 №69 «О проведении мониторинга качества образования»,в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2017 года № 873 «О внесении изменений в приказ Министераства образования и науки Российской Федерации от 27 января 2017 года №69 69 «О проведении мониторинга качества образования», приказа Управления образования администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области Назначение ВПР

Всероссийская проверочная работа по русскому языку проводилась в целях мониторинга качества подготовки обучающихся 5-х классов. Мониторинг направлен на обеспечение эффективной реализации государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования.

Описание заданий всероссийской проверочной работы

Задания диагностической работы направлены на выявление уровня владения обучающимися базовыми предметными правописными и учебно-языковыми фонетическими, морфологическими и синтаксическими умениями, а также универсальными учебными действиями. Работа включала 5 заданий базового уровня сложности:

№ задания

Характеристика задания (что проверяется)

№1

Проверяло традиционное правописное умение обучающихся правильно списывать осложненный пропусками орфограмм и пунктограмм текст, соблюдая на письме изученные орфографические и пунктуационные правила. Успешное выполнение задания предусматривает сформированный навык чтения как одного из видов речевой деятельности. Наряду с предметными умениями проверялась сформированность регулятивных универсальных учебных действий (осуществлять самоконтроль)

№2

Проверяло умение классифицировать согласные звуки по мягкости-твердости в результате частичного фонетического анализа (учебно-языковые опознавательные и классификационные умения)

№3

Предполагало анализ структуры слова, проверяло владение учебно-языковым аналитическим умением делить слова на морфемы на основе смыслового и грамматического анализа слова, графически обозначать выявленные морфемы. Наряду с этим проверялось владение познавательным универсальным действием – преобразование информации о структуре слова в графическую схему.

№4

Выявляло владение учебно-языковым опознавательным умением обучающихся распознавать изученные части речи в предложении, а также уровень освоения познавательного универсального учебного действия – построения логической цепи рассуждений

№5

Проверяло учебно-языковое опознавательное умение распознавать и графически обозначать главные члены предложения, выявляло уровень познавательного универсального учебного действия, связанного с преобразованием информации о грамматической основе предложения в графическую схему.

Таким образом, помимо предметных умений, все задания предполагали проверку различных видов универсальных учебных действий: регулятивных (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы), познавательных (осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений: осуществлять сравнение, классификацию; преобразовывать информацию, используя графические символы).

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Задание №1 (соблюдение орфографических норм) оценивалось 4 баллами, 3 баллами оценивалось соблюдение пунктуационных норм, правильность списывания текста оценивалась 2 баллами. Таким образом, максимальное количество баллов за выполнение задания №1 – 9 баллов, Задания №2, 3, 5 оценивались 1 баллом, задание №4 – 3 баллами. Максимальный балл за всю работу – 15 баллов.

Шкала перевода набранных баллов в оценку

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Общий балл

0-4

5-8

9-12

13-15

Была проведена Всероссийская проверочная работа (далее – ВПР) в 5 классах в следующие сроки:

26 октября 2017 года – по учебному предмету «Русский язык»: контрольная работа с комплексом заданий, включающим списывание текста с пропущенными буквами и знаками препинания. В ВПР участвовали 3 класса :5а (учитель Кнышова ОВ), 5б (учитель Мешковская ЕЮ), 5в (учитель Скалозубова ОВ). Всего приняли участие в ВПР 60 человек. Максимальное количество баллов -15.

ОО

Кол-во уч.

Распределение групп баллов в %

2

3

4

5

 

Вся выборка

1171399

6.4

25

40.2

28.3

 

Челябинская обл.

31683

5.6

24

42.2

28.2

 

Верхнеуральский муниципальный район

361

6.6

30.2

42.4

20.8

 

(sch746038) МОУ Межозерная СОШ

60

8.3

30

31.7

30

                 

 

Таким образом, следует отметить, что процентное соотношение количества 2 больше, чем в области и районе, но и количество 5 выше , чем районные и областные показатели.

Выполнение заданий. Максимальный балл-15

 

Выводы и рекомендации:

  1. Анализ результатов ВПР по русскому языку обучающихся 5-х классов показал, что большинство пятиклассников показали качественный результат, они успешно усваивают учебный материал по русскому языку, умеют применять полученные знания для решения предложенных заданий.

Наилучшие результаты достигнуты по разделам «Морфемика» (разбор слова по составу) и «Морфология» (определение частей речи). Данные показатели превышают средние значения по региону.

  1. Низкий процент верных ответов по разделу «Пунктуация». Показатели данного блока значительно ниже региональных показателей. Также много ошибок допустили ученики при определении членов предложения и списывании текста (соблюдение орфографических норм).
  2. Полученные итоги ВПР по русскому языку свидетельствуют об определенных тенденциях в обучении школьников в начальной школе:

- недостаточно сформированы умения применять правила при выборе орфограмм, расстановке недостающих знаков препинания в простом предложении, осложненном однородными членами и между частями сложного предложения, а также в распознавании грамматических признаков слов, с учетом совокупности выявленных признаков отношение слов к определенной группе основных частей речи, различении звуков по твердости-мягкости («Фонетика»).

  1. На основании выявленных проблем в подготовке обучающихся 4-х классов учителям начальной школы необходимо усилить следующие направления работы:

- формирование навыка чтения как одного из видов речевой деятельности (адекватное зрительное восприятие информации, содержащейся в предъявленном деформированном тексте);

- формирование умения классифицировать согласные звуки по мягкости-твердости; распознавать изученные части речи (учебно-языковое опознавательное умение).

5. Учителям русского языка:

- провести детальный анализ результатов ВПР по русскому языку, использовать результаты анализа для совершенствования методики преподавания русского языка;

- включать в содержание уроков русского языка задания, вызвавшие наибольшие трудности у обучающихся (списывание текста, осложненного пропусками орфограмм и пунктограмм; фонетический разбор слова; определение частей речи в предложении).

- при организации образовательного процесса направить усилия на дальнейшее формирование регулятивных и познавательных учебных действий школьников: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые корректировки; осуществлять сравнение, классификацию; преобразовывать информацию, используя графические символы).

- при организации контроля усвоения знаний, умений и навыков учащихся использовать различные формы контроля, что должно найти свое отражение в календарно-тематическом планировании.

- по результатам ВПР сформировать список обучающихся «группы риска» и спланировать проведение индивидуальных дополнительных занятий по устранению пробелов в знаниях обучающихся (ответственные: учителя русского языка).

6. Рассмотреть результаты ВПР по русскому языку на заседании школьного МО учителей гуманитарного цикла предметов, спланировать систему мер по повышению качества обученности по русскому языку.

Зам. директора по УВР Душкина ВН